четверг, 5 ноября 2015 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПЯТОГО КЛАССА В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ХИМИИ

В настоящее время развитие производства, новых технологий обуславливает использование человеком огромного количество органических материалов, с ускоренным темпом синтезируются вещества, которые применяют при изготовлении лекарственных препаратов, товаров народного потребления, но что больше всего настораживает, при изготовлении и хранении продуктов питания. Поэтому любому современному человеку, безусловно,  необходимы химические знания, лежащие в основе формирования химической культуры человека, которая, прежде всего, проявляется в отношении человека к собственному здоровью, к природе, к окружающей его среде.

Современным школьникам, необходимо прививать химическую культуру уже до того, как они начнут осваивать основной курс химии с 8 – го класса.
Наш опыт показывает, что у многих школьников, которые приступают к изучению химии, не пройдя пропедевтический курс, развивается «хемофобия», которая не позволяет учащимся увидеть значимость и актуальность химических знаний. Кроме того, многие из школьников математически не готовы к изучению химии, а незначительное количество часов и достаточно большой объем материала только усиливают негативное отношение школьников к предмету.
Уникальность предмета химии в том, что он содержит огромный потенциал не только знаний, как таковых, но и большой запас материала, развивающего способности и общечеловеческие качества школьников.
Исследования, которые мы проводили в нашей школе, показали, что мотивация, интерес  к обучению, в целом, у школьников младших классов гораздо выше, чем у ребят старшего звена. Очевидно, чем старше становятся учащиеся, тем в большей степени накапливается материал, который все в меньшей степени поддается их пониманию, следовательно, в меньшей степени школьники проявляют интерес к процессу обучения.
В связи с этим, мы считаем, что внедрение химического пропедевтического курса помогает решить целый ряд проблем, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя.
Ведь цель пропедевтического курса по химии не только в обучении школьников основным химическим понятиям, но и в приобщении их к химической культуре, которая предусматривает, прежде всего, ценностное отношение к знаниям, к истории, к окружающему миру.
Нами разработан пропедевтический курс химии для учащихся 5 – го класса, основанный на интегративном, дифференцированном и аксиологическом подходах, а также ориентирован на приоритеты развивающего обучения [2]. Пропедевтический курс рассчитан на 2 часа в неделю, такое количество времени достаточно для того, чтобы помочь учащимся адаптироваться к некоторым химическим понятиям с помощью предметов, которые они изучали раннее.
Опыт работы в школе показывает, что для учащихся, обладающих недостаточными знаниями в области математики, как правило, предмет химия становится одним из «нелюбимых», неинтересных. Например, задания относительно строения атома, написания химических формул, химических реакций, составление электронного баланса, решение химических задач, базируются на элементарных математических знаниях, которыми, к сожалению, не может воспользоваться значительная часть учащихся. А ведь некоторые основы математики закладываются уже в пятом классе, и пропедевтический курс по химии позволяет эти основы закрепить.
Поскольку математический аппарат, применяемый для решения разного рода задач - важнейший инструмент в освоении химических законов и их применении, а также интегратор теоретической и практической химии, химических и математических знаний, умений.
Как показывает анализ контрольных и самостоятельных работ по химии, проведенных среди учащихся нашей школы, а так же результаты экзамена по химии (по материалам ЕГЭ),  наиболее часто вызывают затруднения задачи с использованием процентов.
С определением «процент» учащиеся знакомятся уже в 5 – ом классе, однако, обучаясь в 8 – ом классе школьники с огромными усилиями осваивают химические задачи с применением процентов.
Мы внимательно ознакомились с текстами задач по математике для учащихся 5 – ых классов в разделе «Проценты» и пришли к выводу, что текстовой вариант подобного рода задач, мы можем изменить, заменив такие определения, как станки, строители, заработная плата, торт на определения: смеси, растворы, сплавы.
Учитывая, что в классе учатся школьники с разным уровнем способностей и знаний, мы используем дифференцированный подход в обучении, который предусматривает использование в учебном процессе соответствующий подбор разноуровневых и разнохарактерных задач[4]. Приведем примеры задач, которые мы подразделяем на уровни А, В, С.
Задача уровня А: На изделии, изготовленном из золота, стоит проба, 585. Эта цифра означает, что данное изделие на 58,5% состоит из золота. Рассчитайте массу золота, если масса исходного ювелирного украшения составляет 3г.
Задача уровня. В: Приготовленный для засолки огурцов раствор поваренной соли имеет массу 300г, где соли 40%. Рассчитайте объем воды, необходимый для приготовления данного раствора.
Задача уровня. С: Раствор серной кислоты, необходимый для работы аккумуляторов автомобилей, массой 200г содержит 5% кислоты, разбавили, долив в него еще 80мл воды. Как изменится процентное содержание кислоты во вновь полученном растворе? 
Для решения задач с использованием понятия «процент», мы предлагаем два способа: математический и химический. Причем, мы считаем, что химический способ решения наиболее эффективен и школьники могут использовать его при решении подобного рода задач на уроках математики.
Например: швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Математический способ решения задачи включает следующие действия:
1) Определяем, чему равен 1%: 1200:100 = 12
2) Рассчитываем, чему равны 32% выпуска: 12×32 = 384.
Следовательно, фабрика выпустила 384 костюма нового фасона.
Химический способ решения:
1) Переведем процент в долю от единицы, для этого необходимо заданный по условию процент разделить на 100(устно).
2) Рассчитаем, что это составляет от всего выпуска:
1200 × 0,32 = 384.
Для облегчения понимания темы «Проценты», в процессе обучении школьников младших классов элективному курсу химии, мы используем конспект - схемы, алгоритмы в решении задач. Это способствует не только пониманию условия данной задачи, но и образному восприятию материала. Например: В 57 граммах раствора содержится 20г соли. Рассчитайте процентное содержание соли в растворе.

Такой подход, дает возможность учащимся закрепить понятие процент, использовать его при решении задач, а также знакомит учащихся с такими системными понятиями как раствор, смесь. Использование растворов, смесей в медицине, в быту, влияние некоторых веществ на окружающую среду, здоровье человека формирует первоначальную химическую культуру школьников, что вызывает познавательный интерес школьников к процессу обучения по химии.
В завершении изучения данного блока задач с использованием процентов, мы провели контрольную работу, результат которой показал, что данная тема пропедевтического курса успешно освоена учащимися пятого класса.
Таким образом, в процессе обучения, школьники начинают понимать, что освоение одного предмета, возможно только в том случае, если учащийся владеет основными инструментами, необходимыми для освоения нового предмета, наглядно отображая и межпредметную связь, которая способствует развитию у школьников утверждения, что все в природе взаимосвязано[3].
Без математических базовых знаний ученик не может чувствовать себя успешным в процессе освоения химических знаний, что является следствием снижения мотивации к изучению химии уже на начальном этапе ее изучения. Для усвоения химической информации, школьники должны обладать основными математическими знаниями и уметь применять их на практике. При моделировании задач мы учитываем индивидуальный темп развития школьника, его способности, для создания благоприятной психологической атмосферы, положительной мотивации, что в целом позволяет «удержать» школьников  младших классов «в круге» одной из самых важных и интересных учебных дисциплин - химии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок.  Дифференцированный подход в решении задач по теме  «Растворы» / Материалы  Всероссийской научно-практической конференции 9-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.– 363с. 
2. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Познавательная химия для начинающих // Химия в школе. –  2009.-№7. – с.26– 34
3.Тлехузок С.К. Межпредметные связи как средство повышения качества химической подготовки школьников / Материалы региональной межвузовской учебно – методической конференции 21 февраля 2008года. –219с. (С.192)

4. Тлехузок С.К. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии. Естественно-математическое образование в современной школе: Сборник научных трудов. – Вып. 1. – СПб., 2008. – 164 с. (С.33 -37)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив