Приоритетный национальный проект «Образование» является
основой стратегии развития общего образования. В обществе утвердилась гуманистическая парадигма образования,
ориентирующаяся на гуманное отношение общества к человеку. Гуманистическое
образование рассматривается как образовательный процесс, в центре которого
стоит личность, ее право на выбор образовательного маршрута, на развитие, на
проявление индивидуальных способностей. Воспитание именно такого человека
находится в центре государственной образовательной политики в России.
Проявление индивидуальных способностей. Воспитание именно такого человека находится в центре государственной образовательной политики в России.
Таким образом, в процессе гуманистического школьного образования,
в условиях полноценного развития и самореализации учащихся происходит коренной
поворот к личности школьника, вооружая его общечеловеческими ценностями. Главный
приоритет отдается индивидуальной деятельности школьника, его саморазвитию и
самореализации на основе мотивации и познавательной активности. Этому
способствует включение учащихся в ходе обучения химии в разнохарактерную
деятельность, осуществляемую с использованием диалоговых технологий, технологий
сотрудничества, здоровьесберегающих технологий. Проявление индивидуальных способностей. Воспитание именно такого человека находится в центре государственной образовательной политики в России.
Главная
цель современного образования в рамках гуманистической парадигмы – это создание
условий для развития и самоорганизации творческих способностей личности обучаемых,
для воспитания у них способностей анализировать и принимать самостоятельные решения,
т.е. подготовить
школьника умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и
технологиями их получения. Химия, как
фундаментальная наука и многогранный
источник знаний, которые проявляется не только в теоретическом и практическом направлениях,
а так же в области решения разного рода химических задач. Химия, как наука,
несет огромный развивающий и воспитывающий школьников потенциал, являясь
основным компонентом естествознания. Изучение химии способствует развитию образного, логического
мышления, креативности и самостоятельности, что в целом приводит учащегося к нахождению наиболее
рационального способа решения поставленных перед ним проблем и задач. Наиболее развивающими
и полезными для развития учащихся являются задачи, сочетающие научную
информацию, теорию с основными областями ее применения, жизненно важными
аспектами и проблемами, в которых проявляется связь химии с жизнью.
Математика - важнейший инструмент в освоении химических
законов и применении их в решении разного рода задач, которые являются результатом интеграции теоретической и
практической химии, а так же химических и математических знаний.
Как
показывает опыт работы в школе, учащиеся, владеющие базовыми знаниями в области
математики более легко «включаются» в процесс изучения химии, более 60% из них
выбирают химический профиль. Ученики, имеющие низкие результаты по математике, как правило, имеют невысокие достижения
в области изучения химии. Так, при расчете молярной массы вещества 20 – 30 %
школьников допускают ошибки. Трудности у школьников возникают и при решении
задач, связанных с такой математической единицей как «процент». Решение
простейших линейных уравнений так же вызывает трудности у значительного
количества учащихся. Как показывает анализ контрольных и самостоятельных работ,
а так же результатов экзамена по химии (по материалам ЕГЭ), наиболее часто встречаются математические
ошибки при:
·
расчете молярной
массы вещества;
·
решении задач на
проценты;
·
определении
соотношения чисел (в сложном веществе, в химическом уравнении);
·
решении задач с
двумя неизвестными;
Можно
выделить основные математические модули, используемые при решении разного рода задач по курсу
изучения химии:
·
модуль арифметических
действий;
·
модуль линейных
уравнений с одной неизвестной;
·
модуль пропорции;
·
модуль процента;
·
модуль системы
уравнений с двумя неизвестными;
Без
математических базовых знаний ученик не может чувствовать себя успешным в процессе
освоения химических знаний, что является следствием снижения мотивации к изучению
химии уже на начальном этапе ее изучения. Для усвоения химической информации,
школьники должны обладать основными математическими знаниями и уметь применять
их на практике.
Результаты
исследования, которые мы провели среди учащихся школы №39 г. Краснодара,
показали, что уровень познавательного интереса,
у школьников младших классов выше, в сравнении с учащимися старших
классов. В связи с этим, мы решили использовать повышенный интерес к познанию у
школьников младших классов для изучения элементарных знаний о явлениях и веществах окружающего мира. Как показывает опыт работы
в школе, значительная часть школьников «теряется» в познавательном пространстве
химии, уже на начальном этапе ее изучения, как правило, по причине невостребованности
математических навыков и умений применить их в качестве основного инструмента в
освоении химических знаний. Основные математические модули, необходимые для решения
химических задач, заложены в основу
курса математики на базе 5-го класса. Задания, которые мы включаем в
пропедевтический курс по химии для учащихся 5, 6 – го класса, позволяют
закрепить математические навыки и умения первых четырех базовых математических
модулей, которые будут использоваться учащимися и при дальнейшем изучении химии.
Модуль арифметических действий. Модульные элементы:
·
систематическое
развитие понятия числа, его округление;
·
умения
выполнять арифметические действия над числами;
·
определение
порядка действий, нахождение числовых значений (расчет молярной массы вещества).
|
Примеры расчетных задач
Округлите до целого
числа атомные массы элементов (алюминия, серы, азота, хлора).
А) Рассчитайте число электронов на второй орбитали у
атома фосфора, если на первой орбитали 2е, а на последней – 5е
Б) Распределите электроны по орбиталям и рассчитайте
число нейтронов для элементов № (3,7,9,14, 17).
А) Рассчитайте молярную массу углекислого газа;
Б) Рассчитайте молярную массу
сульфата алюминия;
|
Модуль линейных уравнений с одной
неизвестной.
Модульные
элементы:
·
решение
несложных текстовых задач арифметическим способом;
·
нахождение
атомной массы неизвестного элемента по известной молярной массе вещества;
|
А) распределите число электронов по
орбиталям для атомов натрия, хлора.
Б) Молекулярная масса вещества,
содержащего три атома кислорода и один атом неизвестного элемента, составляет
80 а.е.м., определите неизвестный элемент.
|
Модуль пропорции. Модульные элементы:
·
составление
простейших задач, решаемых с помощью заданного действия, используя метод
пропорции (задачи на растворы, решение задач с использованием понятия
«моль»);
·
прямая и
обратная пропорциональность, сравнение двух чисел (количественное соотношение
элементов в веществе, в химическом уравнении).
|
А) Переведите в моль 10г следующих веществ:
кислорода, азота, воды.
Б) Рассчитайте количество самого распространенного в
природе вещества, если масса его 360г.
Рассчитайте массу газа, который мы выдыхаем, количеством
5 моль. А) Во сколько раз атомов кислорода в молекуле воды меньше, чем атомов
водорода?
Б) Во сколько раз молекула кислорода
тяжелее молекулы водорода?
|
Модуль процента.
Модульные элементы:
·
определение
массовой доли элемента в веществе;
·
определение
массовой доли вещества в растворе;
·
определение
массовой доли вещества в смеси;
·
определение
массовой доли металла в сплаве;
·
определение
изменения процентного содержания растворенного вещества при разбавлении или
выпаривании раствора).
|
Определите процентный состав элементов
в воде.
Из 200г воды и 20г поваренной соли приготовили
раствор для полоскания носа в целях профилактики и укрепления сосудов. Рассчитайте
процент соли в этом растворе.
В 200г мрамора содержится 90%
карбоната кальция. Определите массу, содержащихся в мраморе, примесей.
Бронза – сплав меди и олова. Рассчитайте
массу меди, если в 120г этого сплава
содержится 70% меди.
К 100г раствора, содержащего 20%
поваренной соли добавили еще 100г воды. Как изменится процент соли во вновь полученном
растворе?
|
Пропедевтический
курс химии для учащихся 5, 6 – го класса, позволяет закрепить математический
«каркас», на основе которого идет «строительство» первоначальных химических знаний.
Использование таких модулей, в процессе решения химических задач, как в пропедевтическом
курсе, так и в дальнейшем обучении школьников, позволяет получить более высокие
учебные результаты, эффективно закрепить расчетные навыки в области решения
задач по химии, а так же способствует реализации межпредметных связей и
формированию знаний в единую целостную систему, необходимую для развития личности
учащегося. Такой подход позволят ребятам
экстраполировать математические знания на область изучения химии и в
дальнейшем.
При моделировании задач учитывается индивидуальный
темп развития школьника, его способности, для создания благоприятной психологической
атмосферы, положительной мотивации, что в целом позволяет «удержать» школьников
младших классов «в круге» одной из самых
важных и интересных учебных дисциплин - химии.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Т.Н.Литвинова. Реализация гуманистической парадигмы в процессе обучения общей
химии студентов медицинского вуза (материалы регион. конференции). Успехи современного
естествознания.– 2005.– №10.– С.31-33 (приложение№2).
2.
Т.Н.Литвинова, Е.Д.Мельникова, М.В.Соловьева. Противоречия в системе профильного
обучения и возможные пути их решения. Наука и высшая школа – профильному обучению
/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 октября 2006
года: В 2-х частях. Часть 2. – СПб, 2007 288с. (с 165– 171).
3. Шмуклер Е.Г. О связи
школьного курса химии с математикой // Химия
в школе. – 1976. - № 3. – С.16 – 26.
4. Хрусталев А. Ф.
Химические теоремы // Химия в школе. – 1998. - № 7. – С.30 – 31.
Комментариев нет:
Отправить комментарий