Привлечение внимания школьников к объектам природы,
к собственному здоровью, тождественно, вовлечению учащихся в процесс познания, который играет важную роль в
формировании личности, поскольку содержит огромный потенциал, включающий
мировоззренческую, гражданскую и эстетическую составляющие. С помощью
химических знаний можно объяснить многие научные факты, результаты
экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует развитию у
школьников образного мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности,
креативности.
Однако количество часов,
отведенных на изучение химии, в общеобразовательной школе (8 класс – 2 часа, в
перспективе – 1час) недостаточно для реализации огромного потенциала
развивающих возможностей этого предмета. Дефицит учебного времени не позволяет
формировать основные навыки и приемы, используемые в процессе изучения
начального курса химии. Материал учебника для многих школьников оказывается сложным,
так как рассчитан на учащегося с определенным уровнем развития, способного
осознать и понять его содержание. Опыт
работы в школе показывает, что количество таких учащихся, в частности, в 8 классах
незначительное. Поэтому, большинство школьников теряет интерес к изучению
химии, веру в возможности освоения предмета, уже на начальном этапе его
изучения. Таким образом, школьный уровень требований оказывается для многих
учеников сложным в преодолении по следующим причинам:
·
недостаток индивидуальных способностей,
·
большой объем нового материала;
·
недостаточное количество учебного времени для его освоения;
·
неумение рационально распределить время для выполнения домашних заданий
и др.
Результаты анкетирования
учащихся нашей школы показали, что познавательный интерес к обучению больше
всего проявляется у школьников в возрасте 11 –
13 лет [2,3].
Это тот возраст, когда определяются основные
приоритетные направления в развитии ребенка. В связи с чем, мы решили
использовать повышенный интерес к познанию у школьников младших классов для
изучения элементарных знаний о явлениях и веществах окружающего мира.
Мы разработали и апробировали программу по химии для
учащихся 5-ых классов, в которой наибольшее внимание уделяем формированию фундаментальных понятий о веществах,
их роли в жизнедеятельности человека, физических и химических явлениях,
развитию представлений о химической картине мира [4].
В процессе обучения
школьников пропедевтическим элективным курсам закладываются такие основные
понятия, как химическая терминология (атом, молекула, вещество, явления,
растворы), математическая составляющая (основные арифметические действия,
уравнения с одной переменной, проценты), которые впоследствии изучения химии,
становятся одними из главных инструментов понимания и закрепления химических знаний.
Для создания условий
самореализации и развития личности, мы используем дифференцированный подход в
обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета, так как у
одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других
проявляются явно выраженные способности к изучению химии.
Результаты анкетирования
показали, что более 90% учащихся 5 классов хотели бы продолжить данный курс в
последующем 6 классе.
На основании чего, мы разработали
пропедевтический курс химии и продолжили его в 6 классе.
Основная задача курса химии 6-го класса – экстраполяция
элементарных знаний, полученных в 5-ом классе, на конкретные химические модели,
что позволяет учащимся постепенно адаптироваться к химической терминологии, с
помощью которой школьники «включаются» в процесс обучения химии.
Основополагающими темами данного курса являются:
·
периодическая система химических элементов;
·
вещества простые и сложные, их применение и роль в жизни человека;
·
растворы, смеси в природе и в быту.
Одним из основных
инструментов в освоении химических знания является математика. Использование
математических действий в пропедевтическом курсе химии для 6 класса позволяет
закрепить математические умения, приобретенные в 5 классе и применить их в
обучении химии[5].
В данном курсе мы продолжаем использовать
валеологическое направление, что позволяет сформировать устойчивый
познавательный интерес учащихся к природе, развивает внутреннюю мотивацию у
школьников к познанию ее законов, а также
прививает любовь к природе и заботу о ней.
В процессе изучения пропедевтического курса химии школьники 5,6 класса участвуют в исследовательской и проектной деятельности, принимают участие в городском конкурсе «Эврика - Юниор». Разрабатываемые проекты имеют интегративный характер, так как содержат информацию географическую, биологическую, историческую, химическую.
Результаты тестирования,
показали, что мотивационный уровень школьников 6 классов, относительно прошлого
года остался практически таким же высоким, однако мотивационный уровень
школьников 8 класса продолжает падать. На основании чего, мы считаем, что введенный нами пропедевтический курс химии в 5 – ом
классе целесообразно продолжить при обучении школьников в 6 и 7 классах. Непрерывность,
последовательность и систематичность курса химии, преемственное его изучение
предполагают более качественное накопление химических знаний у школьников, а
применение полученных знаний в жизни, в практической деятельности способствует
развитию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В нашей программе, как и в
других образовательных программах XXI века значительная роль
принадлежит сочетанию процесса исторического познания и принципов современного
самопознания личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Дифференцированный подход в решении задач по
теме «Растворы» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции
9-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.– 363с.
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты./сост. и коммент. Шуаре
Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272с.
3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших
школьников. – М.: Педагогика,1984. – 144с.
4. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Познавательная
химия для начинающих // Химия в школе. –
2009.-№7. – с.26– 34.
5. Тлехузок С.К. Развитие познавательной активности
учащихся в обучении химии. Естественно-математическое образование в современной
школе: Сборник научных трудов. – Вып. 1. – СПб., 2008. – 164 с. (С.33 -37)
Комментариев нет:
Отправить комментарий