понедельник, 9 ноября 2015 г.

ПРЕЕМСТВЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ХИМИИ В 5, 6 КЛАССАХ

Привлечение внимания школьников к объектам природы, к собственному здоровью, тождественно, вовлечению учащихся в процесс познания, который играет важную роль в формировании личности, поскольку содержит огромный потенциал, включающий мировоззренческую, гражданскую и эстетическую составляющие. С помощью химических знаний можно объяснить многие научные факты, результаты экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует развитию у школьников образного мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности, креативности.

Однако количество часов, отведенных на изучение химии, в общеобразовательной школе (8 класс – 2 часа, в перспективе – 1час) недостаточно для реализации огромного потенциала развивающих возможностей этого предмета. Дефицит учебного времени не позволяет формировать основные навыки и приемы, используемые в процессе изучения начального курса химии. Материал учебника для многих школьников оказывается сложным, так как рассчитан на учащегося с определенным уровнем развития, способного осознать  и понять его содержание. Опыт работы в школе показывает, что количество таких учащихся, в частности, в 8 классах незначительное. Поэтому, большинство школьников теряет интерес к изучению химии, веру в возможности освоения предмета, уже на начальном этапе его изучения. Таким образом, школьный уровень требований оказывается для многих учеников сложным в преодолении по следующим причинам:
·                     недостаток индивидуальных способностей,
·                     большой объем нового материала;
·                     недостаточное количество учебного времени для его освоения;
·                     неумение рационально распределить время для выполнения домашних заданий и др.
Результаты анкетирования учащихся нашей школы показали, что познавательный интерес к обучению больше всего проявляется у школьников в возрасте 11 – 13 лет [2,3].
Это тот возраст, когда определяются основные приоритетные направления в развитии ребенка. В связи с чем, мы решили использовать повышенный интерес к познанию у школьников младших классов для изучения элементарных знаний о явлениях и веществах  окружающего мира.
Мы разработали и апробировали программу по химии для учащихся 5-ых классов, в которой наибольшее внимание уделяем  формированию фундаментальных понятий о веществах, их роли в жизнедеятельности человека, физических и химических явлениях, развитию представлений о химической картине мира [4].
В процессе обучения школьников пропедевтическим элективным курсам закладываются такие основные понятия, как химическая терминология (атом, молекула, вещество, явления, растворы), математическая составляющая (основные арифметические действия, уравнения с одной переменной, проценты), которые впоследствии изучения химии, становятся одними из главных инструментов понимания и закрепления химических знаний.
Для создания условий самореализации и развития личности, мы используем дифференцированный подход в обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета, так как у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению химии.
Результаты анкетирования показали, что более 90% учащихся 5 классов хотели бы продолжить данный курс в последующем 6 классе.
На основании чего, мы разработали пропедевтический курс химии и продолжили его в 6 классе.
Основная задача курса химии 6-го класса – экстраполяция элементарных знаний, полученных в 5-ом классе, на конкретные химические модели, что позволяет учащимся постепенно адаптироваться к химической терминологии, с помощью которой школьники «включаются» в процесс обучения химии.
Основополагающими темами данного курса являются:
·                     периодическая система химических элементов;
·                     вещества простые и сложные, их применение и роль в жизни человека;
·                     растворы, смеси в природе и в быту.
Одним из основных инструментов в освоении химических знания является математика. Использование математических действий в пропедевтическом курсе химии для 6 класса позволяет закрепить математические умения, приобретенные в 5 классе и применить их в обучении химии[5].
В данном курсе мы продолжаем использовать валеологическое направление, что позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес учащихся к природе, развивает внутреннюю мотивацию у школьников  к познанию ее законов, а также прививает любовь к природе и заботу о ней.
В процессе изучения пропедевтического курса химии школьники 5,6 класса участвуют в исследовательской и  проектной деятельности, принимают  участие в городском конкурсе «Эврика - Юниор». Разрабатываемые проекты имеют интегративный характер, так как содержат информацию географическую, биологическую, историческую, химическую. 
Результаты тестирования, показали, что мотивационный уровень школьников 6 классов, относительно прошлого года остался практически таким же высоким, однако мотивационный уровень школьников 8 класса продолжает падать. На основании чего, мы считаем, что введенный нами пропедевтический курс химии в 5 – ом классе целесообразно продолжить при обучении школьников в 6 и 7 классах. Непрерывность, последовательность и систематичность курса химии, преемственное его изучение предполагают более качественное накопление химических знаний у школьников, а применение полученных знаний в жизни, в практической деятельности способствует развитию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В нашей программе, как и в других образовательных программах XXI века значительная роль принадлежит сочетанию процесса исторического познания и принципов современного самопознания личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок.  Дифференцированный подход в решении задач по теме  «Растворы» / Материалы  Всероссийской научно-практической конференции 9-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.– 363с. 
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты./сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272с.
3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика,1984. – 144с.
4. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Познавательная химия для начинающих // Химия в школе. –  2009.-№7. – с.26– 34
5. Тлехузок С.К. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии. Естественно-математическое образование в современной школе: Сборник научных трудов. – Вып. 1. – СПб., 2008. – 164 с. (С.33 -37)




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив