Педагогический опыт

1.Межпредметные связи
2.Мотивация школьников
3. Преемственное изучение пропедевтического элективного курса химии в 5,6 классах
4. Естественно-математическое образование школьников в условиях основной школы
5. Развитие познавательной активности учащихся в условиях дифференциированного обучения
6. Материалы для составления заданий и тестирования учащихся к готовности к участию в олимпиадах по химии различного уровня
7. Видео-эксперименты по химии для демонстрации на уроках
8. Формирование первоначальных химических знаний у школьников пятого класса в элективном курсе химии

Из опыта работы с учащимися младших классов: развитие познавательной активности учащихся младших классов.
На современном этапе развития общества в центре реформирования школы лежит идея гуманизации образования, а также приоритет развития личности. Объективные потребности общества, в реформировании образования, обусловлены современными тенденциями его развития, а именно: углублением дифференциации, интеграцией, экологизацией, поэтому необходимо создать условия для успешного усвоения знаний учащимися, развития и самореализации их личности. Химия – это фундаментальная наука, которая играет важную роль в формировании личности, поскольку содержит огромный потенциал, включающий мировоззренческую, гражданскую и эстетическую составляющие. Изучение химии необходимо для понимания законов природы и сущности глобальных проблем современного общества. Знания, приобретенные на уроках химии, служат ориентиром правильного поведения человека в окружающем мире веществ, формируют научное мировоззрение и являются обязательным  элементом культуры человека в современном мире.
Целесообразно приблизить химические знания к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению химии. Учащиеся должны осознавать полезность знаний, а это есть направляющее воздействие на мотивационную сферу учащихся, что приводит к развитию познавательного интереса как ведущего мотива учения путем создания ситуации пользы знаний. Одним из способов усиления мотивации является создание потребностей в учебе через интерес, а направление мыслительной деятельности, создает условия, при которых возникает необходимость в приобретении новых знаний, что ведет к активации деятельности учащихся,  следовательно, побуждает интерес к познанию. Исследования, которые мы провели  среди учащихся нашей школы,  показали, что уровень познавательного интереса,  у школьников младших классов, достаточно высокий, по сравнению с учащимися старших классов. В связи с этим, мы решили использовать повышенный интерес познания  у школьников младших классов для изучения элементарных знаний о явлениях и веществах  нас окружающих. В данном эксперименте приняли участие ученики одного из 4-х классов, с которым работали старшеклассники в течение всего учебного года. В результате школьники экспериментального класса узнали, что  любимые ими продукты питания (чипсы, гамбургеры, Пепси-Кола, картофель фри) содержат в 100-500 раз больше нормы опасный канцерогенный компонент – акриламид.  Интересный материал старшеклассники подготовили и относительно вредных для здоровья привычек, продемонстрировав опасность более 400 химических соединений, входящих в состав сигарет и табачного дыма, а так же ознакомили ребят с серьезными последствиями курения, что содействует формированию отрицательного отношения к пагубной привычке курения, учит  ребят разумно относиться к своему здоровью.
Более 80% учащихся, после демонстрации данного проекта, изменили свое мнение относительно наиболее часто употребляемых ими продуктов питания, более 90% учащихся  проявили положительное отношение к подобному роду мероприятиям, посчитав информацию интересной и полезной не только для них, но и для родителей. Совершенно неожиданной была реакция учеников 4-го класса, так 100%  ребят младших классов заявили о желании участвовать в подобных проектах. Демонстрации несложных опытов, наглядно показывают опасность и пользу химических реакций и веществ, окружающих нас, что  вызывает  большой интерес у ребят 4-го класса. С помощью данного проекта, учащиеся младших классов становятся участниками виртуальной  и реальной химической лаборатории,  где делают первые шаги в удивительный и волшебный мир химии
С целью определения значимости предметов  на уровне младшего звена, после презентации проектов, мы провели опрос, по результатам которого,  более 60% детей 4-го класса отдали предпочтение химии, как жизненноважному и необходимому предмету, хотя в учебной программе ребята пока химию не изучают. Именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, мы считаем, что подобные мероприятия  создают предпосылки формирования мотивации учения, а к концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации лишь определенную форму, сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Ребята знакомятся  с элементарными  химическими понятиями и  веществами. Получают дополнительную информацию об их свойствах, значении и применении, а так же  о влиянии их на окружающую среду, следовательно, и на здоровье человека. Для привлечения внимания младших школьников к процессу познания, используются разнообразные формы изложения материала (стихи, сказки, шарады, игровые формы и т.д.).  Такой подход  формирует устойчивый познавательный интерес, развитие внутренней мотивации у школьников  младших классов и старшеклассников, что является наиболее актуальным в процессе обучения, кроме того, ребята младших классов психологически готовятся к изучению систематического курса химии.
Одной из ведущих тенденций развития современной школы – гуманизация образования, которая учитывает, прежде всего, индивидуальные особенности учащихся. Для создания условий самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями мы используем  дифференцированный подход в обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета. Ведь повышенное внимание учащихся к химии достигается не за счет громоздких  и сложных формул, а за счет привлечения их к реально существующим проблемам и способам их решения, через путь познания.
Внутренняя мотивация учения -  форма реализации полученных знаний, которая служит признаком эффективного обучения и формирования личности. Исследования, проведенные нами в конце учебного года, показали, что интеллектуальный уровень развития у ребят 4 – го экспериментального класса оказался гораздо выше, чем в параллельном классе. Актуализируя проблему развития учащихся, мы решили продолжить наш эксперимент на базе этих же школьников, но уже 5-го класса.  Учащиеся экспериментального 5-го класса приступили к изучению элементарных основ химии, как главной составляющей наукой в естествознании. В процессе обучения ребята учатся моделировать системы, характеризовать их внутреннюю структуру (на примере Солнечной системы, Земли, атома, иона, молекулы), что способствует возникновению у школьников интереса к химическому преобразованию мира, формированию представления о пространстве химико-проектных возможностей и накоплению опыта химико-проектной деятельности. В образовательных программах XXI века значительная роль принадлежит сочетанию процесса исторического познания  и принципов современного самопознания личности.
Вопросы, касающиеся жизнедеятельности человека, непосредственно связаны с одним из самых загадочных веществ в природе – водой. Изучение  свойств воды,  распространение в природе, исследование ее качества, запасов,  являясь актуальными, особенно на Кубани позволяют сформировать устойчивый познавательный интерес учащихся к самой природе, к законам ее гармоничного развития,  а так же развивает внутреннюю мотивацию у школьников  младших классов, прививает, на ранней стадии обучения, любовь к природе и заботу о ней. С целью реализации межпредметных связей - создание проектов о великих ученых – химиках, истории и географии их жизни,  о роли их вклада в развитие науки.
В основе химии заложен фундаментальный закон природы – периодический закон, на основе которого в непосредственной связи с другими предметами можно сделать важные шаги на пути формирования, в сознании учащихся, единой научной картины мира. Поэтому важная роль, в процессе изучения элементарных основ химии, отводится одной из самых уникальных в науке систем – ПСХЭ им. Д.И. Менделеева, которая является путеводителем в чудесной стране под названием ХИМИЯ и объединяет большое количество  естественнонаучных дисциплин (математика, физика, биология, экология, геология, минералогия, валеология, история, география) и является пропедевтикой химии.
Для саморазвития школьников,  в основе обучения,  мы используем личностно – деятельный подход, который реализуется через дидактические игры, создание учащимися тематических проектов,  в групповой и индивидуальной формах. Кроме того, ребята младших классов психологически готовятся к изучению систематического курса химии. Ведь с помощью химических знаний ученики учатся   объяснять многие явления, научные факты, результаты экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует развитию у  них образного мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности, креативности и  повышению их интеллектуального уровня развития.
Наша задача, показать учащимся, что изучение химии необходимо для понимания законов природы, последствия пренебрежения которыми - глобальные проблемы современного общества. В связи с тем, что курс рассчитан на школьников 5-го класс, мы сочли необходимым, строить его на тех условиях и принципах, которые позволят ребятам экстраполировать полученные знания на ориентир в окружающем социуме и развитию их внутренней гармонии.
В конце учебного года мы предложили школьникам 4-го класса (обычного и экспериментального) выбрать один из предложенных предметов (природоведение, естествознание, химия). В результате учащиеся экспериментального класса (90%) выбрали предмет «химия», сегодня – это учащиеся 5-го класса, 60%  которых принимают участие и в дополнительном образовании по химии на базе ЦДО «Малая Академия»,  а ученики обычного класса (70%) выбрали – «природоведение», и только 20%  посещают дополнительные занятия на базе ЦДО. Для проектных презентаций, учащиеся обычного класса выбирают тематику флоры и фауны, а экспериментального класса выбрали такие темы как: «Ученые древности», «Д.И. Менделеев – гордость российской науки», «Тела и вещества нас окружающие». Мы считаем, что создание условий для самореализации личности школьника, удовлетворения образовательных потребностей ученика от младшего до старшего звена, должно быть в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности, формирует позитивный и познавательный процессе обучения в нашей школе,  с экстрополляцией на развитие патриотизма и уважительного, бережного отношению к природе, с помощью постепенного и систематического  накопления химических знаний.


ПРЕЕМСТВЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ХИМИИ В 5, 6 КЛАССАХ
Объективные потребности современного общества, в реформировании образования, обусловлены современными тенденциями его развития, направленные на создание условий для успешного усвоения знаний учащимися, развития и самореализации их личности [1].
Привлечение внимания школьников к объектам природы, к собственному здоровью, тождественно, вовлечению учащихся в процесс познания, который играет важную роль в формировании личности, поскольку содержит огромный потенциал, включающий мировоззренческую, гражданскую и эстетическую составляющие. С помощью химических знаний можно объяснить многие научные факты, результаты экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует развитию у школьников образного мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности, креативности.
Однако количество часов, отведенных на изучение химии, в общеобразовательной школе (8 класс – 2 часа, в перспективе – 1час) недостаточно для реализации огромного потенциала развивающих возможностей этого предмета. Дефицит учебного времени не позволяет формировать основные навыки и приемы, используемые в процессе изучения начального курса химии. Материал учебника для многих школьников оказывается сложным, так как рассчитан на учащегося с определенным уровнем развития, способного осознать  и понять его содержание. Опыт работы в школе показывает, что количество таких учащихся, в частности, в 8 классах незначительное. Поэтому, большинство школьников теряет интерес к изучению химии, веру в возможности освоения предмета, уже на начальном этапе его изучения. Таким образом, школьный уровень требований оказывается для многих учеников сложным в преодолении по следующим причинам:
·                     недостаток индивидуальных способностей,
·                     большой объем нового материала;
·                     недостаточное количество учебного времени для его освоения;
·                     неумение рационально распределить время для выполнения домашних заданий и др.
Результаты анкетирования учащихся нашей школы показали, что познавательный интерес к обучению больше всего проявляется у школьников в возрасте 11 – 13 лет [2,3].
Это тот возраст, когда определяются основные приоритетные направления в развитии ребенка. В связи с чем, мы решили использовать повышенный интерес к познанию у школьников младших классов для изучения элементарных знаний о явлениях и веществах  окружающего мира.
Мы разработали и апробировали программу по химии для учащихся 5-ых классов, в которой наибольшее внимание уделяем  формированию фундаментальных понятий о веществах, их роли в жизнедеятельности человека, физических и химических явлениях, развитию представлений о химической картине мира [4].
В процессе обучения школьников пропедевтическим элективным курсам закладываются такие основные понятия, как химическая терминология (атом, молекула, вещество, явления, растворы), математическая составляющая (основные арифметические действия, уравнения с одной переменной, проценты), которые впоследствии изучения химии, становятся одними из главных инструментов понимания и закрепления химических знаний.
Для создания условий самореализации и развития личности, мы используем дифференцированный подход в обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета, так как у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению химии.
Результаты анкетирования показали, что более 90% учащихся 5 классов хотели бы продолжить данный курс в последующем 6 классе.
На основании чего, мы разработали пропедевтический курс химии и продолжили его в 6 классе.
Основная задача курса химии 6-го класса – экстраполяция элементарных знаний, полученных в 5-ом классе, на конкретные химические модели, что позволяет учащимся постепенно адаптироваться к химической терминологии, с помощью которой школьники «включаются» в процесс обучения химии.
Основополагающими темами данного курса являются:
·                     периодическая система химических элементов;
·                     вещества простые и сложные, их применение и роль в жизни человека;
·                     растворы, смеси в природе и в быту.
Одним из основных инструментов в освоении химических знания является математика. Использование математических действий в пропедевтическом курсе химии для 6 класса позволяет закрепить математические умения, приобретенные в 5 классе и применить их в обучении химии[5].
В данном курсе мы продолжаем использовать валеологическое направление, что позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес учащихся к природе, развивает внутреннюю мотивацию у школьников  к познанию ее законов, а также прививает любовь к природе и заботу о ней.
В процессе изучения пропедевтического курса химии школьники 5,6 класса участвуют в исследовательской и  проектной деятельности, принимают  участие в городском конкурсе «Эврика - Юниор». Разрабатываемые проекты имеют интегративный характер, так как содержат информацию географическую, биологическую, историческую, химическую. 
Результаты тестирования, показали, что мотивационный уровень школьников 6 классов, относительно прошлого года остался практически таким же высоким, однако мотивационный уровень школьников 8 класса продолжает падать. На основании чего, мы считаем, что введенный нами пропедевтический курс химии в 5 – ом классе целесообразно продолжить при обучении школьников в 6 и 7 классах. Непрерывность, последовательность и систематичность курса химии, преемственное его изучение предполагают более качественное накопление химических знаний у школьников, а применение полученных знаний в жизни, в практической деятельности способствует развитию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В нашей программе, как и в других образовательных программах XXI века значительная роль принадлежит сочетанию процесса исторического познания и принципов современного самопознания личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок.  Дифференцированный подход в решении задач по теме  «Растворы» / Материалы  Всероссийской научно-практической конференции 9-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.– 363с. 
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты./сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272с.
3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика,1984. – 144с.
4. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Познавательная химия для начинающих // Химия в школе. –  2009.-№7. – с.26– 34
5. Тлехузок С.К. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии. Естественно-математическое образование в современной школе: Сборник научных трудов. – Вып. 1. – СПб., 2008. – 164 с. (С.33 -37)


  



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив