1.Межпредметные связи
2.Мотивация школьников
3. Преемственное изучение пропедевтического элективного курса химии в 5,6 классах
4. Естественно-математическое образование школьников в условиях основной школы
5. Развитие познавательной активности учащихся в условиях дифференциированного обучения
6. Материалы для составления заданий и тестирования учащихся к готовности к участию в олимпиадах по химии различного уровня
7. Видео-эксперименты по химии для демонстрации на уроках
8. Формирование первоначальных химических знаний у школьников пятого класса в элективном курсе химии
2.Мотивация школьников
3. Преемственное изучение пропедевтического элективного курса химии в 5,6 классах
4. Естественно-математическое образование школьников в условиях основной школы
5. Развитие познавательной активности учащихся в условиях дифференциированного обучения
6. Материалы для составления заданий и тестирования учащихся к готовности к участию в олимпиадах по химии различного уровня
7. Видео-эксперименты по химии для демонстрации на уроках
8. Формирование первоначальных химических знаний у школьников пятого класса в элективном курсе химии
Из опыта работы с учащимися младших классов: развитие
познавательной активности учащихся младших классов.
На современном
этапе развития общества в центре реформирования школы лежит идея гуманизации
образования, а также приоритет развития личности. Объективные потребности
общества, в реформировании образования, обусловлены современными тенденциями
его развития, а именно: углублением дифференциации, интеграцией, экологизацией,
поэтому необходимо создать условия для успешного усвоения знаний учащимися,
развития и самореализации их личности. Химия
– это фундаментальная наука, которая играет важную роль в формировании личности,
поскольку содержит огромный потенциал, включающий мировоззренческую,
гражданскую и эстетическую составляющие. Изучение химии необходимо для
понимания законов природы и сущности глобальных проблем современного общества.
Знания, приобретенные на уроках химии, служат ориентиром правильного поведения
человека в окружающем мире веществ, формируют научное мировоззрение и являются обязательным элементом культуры человека в современном
мире.
Целесообразно приблизить химические знания к потребностям
учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению химии. Учащиеся
должны осознавать полезность знаний, а это есть направляющее воздействие на мотивационную
сферу учащихся, что приводит к развитию познавательного интереса как ведущего
мотива учения путем создания ситуации пользы знаний. Одним из способов усиления
мотивации является создание потребностей в учебе через интерес, а направление
мыслительной деятельности, создает условия, при которых возникает необходимость
в приобретении новых знаний, что ведет к активации деятельности учащихся, следовательно, побуждает интерес к познанию. Исследования,
которые мы провели среди учащихся нашей
школы, показали, что уровень
познавательного интереса, у школьников
младших классов, достаточно высокий, по сравнению с учащимися старших классов.
В связи с этим, мы решили использовать повышенный интерес познания у школьников младших классов для изучения
элементарных знаний о явлениях и веществах
нас окружающих. В данном эксперименте приняли участие ученики одного из
4-х классов, с которым работали старшеклассники в течение всего учебного года. В
результате школьники экспериментального класса узнали, что любимые ими продукты питания (чипсы, гамбургеры,
Пепси-Кола, картофель фри) содержат в 100-500 раз больше нормы опасный
канцерогенный компонент – акриламид.
Интересный материал старшеклассники подготовили и относительно вредных
для здоровья привычек, продемонстрировав опасность более 400 химических
соединений, входящих в состав сигарет и табачного дыма, а так же ознакомили
ребят с серьезными последствиями курения, что содействует формированию
отрицательного отношения к пагубной привычке курения, учит ребят разумно относиться к своему здоровью.
Более 80% учащихся, после демонстрации данного проекта,
изменили свое мнение относительно наиболее часто употребляемых ими продуктов
питания, более 90% учащихся проявили
положительное отношение к подобному роду мероприятиям, посчитав информацию
интересной и полезной не только для них, но и для родителей. Совершенно неожиданной
была реакция учеников 4-го класса, так 100%
ребят младших классов заявили о желании участвовать в подобных проектах.
Демонстрации несложных опытов, наглядно показывают опасность и пользу химических
реакций и веществ, окружающих нас, что
вызывает большой интерес у ребят
4-го класса. С помощью данного проекта, учащиеся младших классов становятся
участниками виртуальной и реальной
химической лаборатории, где делают
первые шаги в удивительный и волшебный мир химии
С целью определения значимости предметов на уровне младшего звена, после презентации
проектов, мы провели опрос, по результатам которого, более 60% детей 4-го класса отдали
предпочтение химии, как жизненноважному и необходимому предмету, хотя в учебной
программе ребята пока химию не изучают. Именно в период обучения ребенка в
начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей
деятельности, мы считаем, что подобные мероприятия создают предпосылки формирования мотивации учения,
а к концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации лишь определенную
форму, сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Ребята знакомятся
с элементарными химическими понятиями и веществами. Получают дополнительную информацию
об их свойствах, значении и применении, а так же о влиянии их на окружающую среду,
следовательно, и на здоровье человека. Для привлечения внимания младших
школьников к процессу познания, используются разнообразные формы изложения материала
(стихи, сказки, шарады, игровые формы и т.д.).
Такой подход формирует устойчивый
познавательный интерес, развитие внутренней мотивации у школьников младших классов и старшеклассников, что
является наиболее актуальным в процессе обучения, кроме того, ребята младших
классов психологически готовятся к изучению систематического курса химии.
Одной из ведущих тенденций развития современной школы –
гуманизация образования, которая учитывает, прежде всего, индивидуальные
особенности учащихся. Для создания условий самореализации личности, удовлетворения
образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его
наклонностями, интересами и возможностями мы используем дифференцированный подход в обучении
школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета. Ведь повышенное
внимание учащихся к химии достигается не за счет громоздких и сложных формул, а за счет привлечения их к
реально существующим проблемам и способам их решения, через путь познания.
Внутренняя мотивация учения - форма реализации полученных знаний, которая
служит признаком эффективного обучения и формирования личности. Исследования, проведенные
нами в конце учебного года, показали, что интеллектуальный уровень развития у
ребят 4 – го экспериментального класса оказался гораздо выше, чем в
параллельном классе. Актуализируя проблему развития учащихся, мы решили
продолжить наш эксперимент на базе этих же школьников, но уже 5-го класса. Учащиеся экспериментального 5-го класса
приступили к изучению элементарных основ химии, как главной составляющей наукой
в естествознании. В процессе обучения ребята учатся моделировать системы,
характеризовать их внутреннюю структуру (на примере Солнечной системы, Земли,
атома, иона, молекулы), что способствует возникновению у школьников интереса к
химическому преобразованию мира, формированию представления о пространстве
химико-проектных возможностей и накоплению опыта химико-проектной деятельности.
В образовательных программах XXI века значительная роль принадлежит сочетанию процесса
исторического познания и принципов
современного самопознания личности.
Вопросы, касающиеся жизнедеятельности человека,
непосредственно связаны с одним из самых загадочных веществ в природе – водой.
Изучение свойств воды, распространение в природе, исследование ее
качества, запасов, являясь актуальными,
особенно на Кубани позволяют сформировать устойчивый познавательный интерес
учащихся к самой природе, к законам ее гармоничного развития, а так же развивает внутреннюю мотивацию у
школьников младших классов, прививает,
на ранней стадии обучения, любовь к природе и заботу о ней. С целью реализации
межпредметных связей - создание проектов о великих ученых – химиках, истории и
географии их жизни, о роли их вклада в
развитие науки.
В основе химии заложен фундаментальный закон природы –
периодический закон, на основе которого в непосредственной связи с другими
предметами можно сделать важные шаги на пути формирования, в сознании учащихся,
единой научной картины мира. Поэтому важная роль, в процессе изучения
элементарных основ химии, отводится одной из самых уникальных в науке систем –
ПСХЭ им. Д.И. Менделеева, которая является путеводителем в чудесной стране под
названием ХИМИЯ и объединяет большое количество
естественнонаучных дисциплин (математика, физика, биология, экология,
геология, минералогия, валеология, история, география)
и является пропедевтикой химии.
Для саморазвития школьников, в основе обучения, мы используем личностно – деятельный подход,
который реализуется через дидактические игры, создание учащимися тематических
проектов, в групповой и индивидуальной
формах. Кроме того, ребята младших классов психологически готовятся к изучению
систематического курса химии. Ведь с помощью химических знаний ученики
учатся объяснять многие явления, научные факты,
результаты экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует
развитию у них образного мышления,
логики, самостоятельности, коммуникабельности, креативности и повышению их интеллектуального уровня развития.
Наша задача, показать учащимся, что изучение химии
необходимо для понимания законов природы, последствия пренебрежения которыми -
глобальные проблемы современного общества. В связи с тем, что курс рассчитан на
школьников 5-го класс, мы сочли необходимым, строить его на тех условиях и
принципах, которые позволят ребятам экстраполировать полученные знания на
ориентир в окружающем социуме и развитию их внутренней гармонии.
В конце учебного года мы предложили школьникам 4-го
класса (обычного и экспериментального) выбрать один из предложенных предметов
(природоведение, естествознание, химия). В результате учащиеся
экспериментального класса (90%) выбрали предмет «химия», сегодня – это учащиеся
5-го класса, 60% которых принимают участие
и в дополнительном образовании по химии на базе ЦДО «Малая Академия», а ученики обычного класса (70%) выбрали –
«природоведение», и только 20% посещают
дополнительные занятия на базе ЦДО. Для проектных презентаций, учащиеся
обычного класса выбирают тематику флоры и фауны, а экспериментального класса
выбрали такие темы как: «Ученые древности», «Д.И. Менделеев – гордость
российской науки», «Тела и вещества нас окружающие». Мы считаем, что создание
условий для самореализации личности школьника, удовлетворения образовательных
потребностей ученика от младшего до старшего звена, должно быть в соответствии
с его наклонностями, интересами и возможностями. Становление собственных
средств деятельности, освоение информационного окружения, использование
потенциала самой личности, формирует позитивный и познавательный процессе
обучения в нашей школе, с
экстрополляцией на развитие патриотизма и уважительного, бережного отношению к
природе, с помощью постепенного и систематического накопления химических знаний.
ПРЕЕМСТВЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ХИМИИ В 5, 6
КЛАССАХ
Объективные потребности современного общества, в реформировании
образования, обусловлены современными тенденциями его развития, направленные на
создание условий для успешного усвоения знаний учащимися, развития и
самореализации их личности [1].
Привлечение внимания школьников к объектам природы,
к собственному здоровью, тождественно, вовлечению учащихся в процесс познания, который играет важную роль в
формировании личности, поскольку содержит огромный потенциал, включающий
мировоззренческую, гражданскую и эстетическую составляющие. С помощью
химических знаний можно объяснить многие научные факты, результаты
экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует развитию у
школьников образного мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности,
креативности.
Однако количество часов,
отведенных на изучение химии, в общеобразовательной школе (8 класс – 2 часа, в
перспективе – 1час) недостаточно для реализации огромного потенциала
развивающих возможностей этого предмета. Дефицит учебного времени не позволяет
формировать основные навыки и приемы, используемые в процессе изучения
начального курса химии. Материал учебника для многих школьников оказывается
сложным, так как рассчитан на учащегося с определенным уровнем развития,
способного осознать и понять его
содержание. Опыт работы в школе показывает, что количество таких учащихся, в
частности, в 8 классах незначительное. Поэтому, большинство школьников теряет
интерес к изучению химии, веру в возможности освоения предмета, уже на
начальном этапе его изучения. Таким образом, школьный уровень требований
оказывается для многих учеников сложным в преодолении по следующим причинам:
·
недостаток индивидуальных способностей,
·
большой объем нового материала;
·
недостаточное количество учебного времени для его освоения;
·
неумение рационально распределить время для выполнения домашних заданий
и др.
Результаты анкетирования
учащихся нашей школы показали, что познавательный интерес к обучению больше
всего проявляется у школьников в возрасте 11 –
13 лет [2,3].
Это тот возраст, когда определяются основные
приоритетные направления в развитии ребенка. В связи с чем, мы решили
использовать повышенный интерес к познанию у школьников младших классов для
изучения элементарных знаний о явлениях и веществах окружающего мира.
Мы разработали и апробировали программу по химии для
учащихся 5-ых классов, в которой наибольшее внимание уделяем формированию фундаментальных понятий о веществах,
их роли в жизнедеятельности человека, физических и химических явлениях,
развитию представлений о химической картине мира [4].
В процессе обучения
школьников пропедевтическим элективным курсам закладываются такие основные
понятия, как химическая терминология (атом, молекула, вещество, явления,
растворы), математическая составляющая (основные арифметические действия,
уравнения с одной переменной, проценты), которые впоследствии изучения химии,
становятся одними из главных инструментов понимания и закрепления химических знаний.
Для создания условий
самореализации и развития личности, мы используем дифференцированный подход в
обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета, так как у
одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других
проявляются явно выраженные способности к изучению химии.
Результаты анкетирования
показали, что более 90% учащихся 5 классов хотели бы продолжить данный курс в
последующем 6 классе.
На основании чего, мы разработали
пропедевтический курс химии и продолжили его в 6 классе.
Основная задача курса химии 6-го класса – экстраполяция
элементарных знаний, полученных в 5-ом классе, на конкретные химические модели,
что позволяет учащимся постепенно адаптироваться к химической терминологии, с
помощью которой школьники «включаются» в процесс обучения химии.
Основополагающими темами данного курса являются:
·
периодическая система химических элементов;
·
вещества простые и сложные, их применение и роль в жизни человека;
·
растворы, смеси в природе и в быту.
Одним из основных
инструментов в освоении химических знания является математика. Использование
математических действий в пропедевтическом курсе химии для 6 класса позволяет
закрепить математические умения, приобретенные в 5 классе и применить их в
обучении химии[5].
В данном курсе мы продолжаем использовать
валеологическое направление, что позволяет сформировать устойчивый
познавательный интерес учащихся к природе, развивает внутреннюю мотивацию у
школьников к познанию ее законов, а также
прививает любовь к природе и заботу о ней.
В процессе изучения пропедевтического курса химии школьники 5,6 класса участвуют в исследовательской и проектной деятельности, принимают участие в городском конкурсе «Эврика - Юниор». Разрабатываемые проекты имеют интегративный характер, так как содержат информацию географическую, биологическую, историческую, химическую.
Результаты тестирования,
показали, что мотивационный уровень школьников 6 классов, относительно прошлого
года остался практически таким же высоким, однако мотивационный уровень
школьников 8 класса продолжает падать. На основании чего, мы считаем, что введенный нами пропедевтический курс химии в 5 – ом
классе целесообразно продолжить при обучении школьников в 6 и 7 классах. Непрерывность,
последовательность и систематичность курса химии, преемственное его изучение
предполагают более качественное накопление химических знаний у школьников, а
применение полученных знаний в жизни, в практической деятельности способствует
развитию ценностного отношения учащихся к знаниям.
В нашей программе, как и в
других образовательных программах XXI века значительная роль
принадлежит сочетанию процесса исторического познания и принципов современного
самопознания личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Дифференцированный подход в решении задач по
теме «Растворы» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции
9-11 апреля 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.– 363с.
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты./сост. и коммент. Шуаре
Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 272с.
3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших
школьников. – М.: Педагогика,1984. – 144с.
4. Т.Н.Литвинова, С.К. Тлехузок. Познавательная
химия для начинающих // Химия в школе. –
2009.-№7. – с.26– 34.
5. Тлехузок С.К. Развитие познавательной активности
учащихся в обучении химии. Естественно-математическое образование в современной
школе: Сборник научных трудов. – Вып. 1. – СПб., 2008. – 164 с. (С.33 -37)
Комментариев нет:
Отправить комментарий