На современном этапе российского образования
принят социальный заказ (в рамках национального проекта «Комплекс мероприятий
по реализации образовательной системы Российской Федерации на период до 2010
года»)на формирование личности, способной к вхождению в социум, где
основополагающим является развитие личности учащегося, его познавательных,
исследовательских и творческих способностей. Химическое образование, в век модернизации, развития нанотехнологий, становится важной
составляющей естественнонаучного образования. В период развития науки и
техники, усиления взаимодействия человека и природы одной из главных задач обучения
становится формирование познавательного интереса у учащихся в процессе изучения
химии, которая открывает огромные возможности в формировании современных
взглядов. Ведущие тенденции развития современной школы - гуманизация и
гуманитаризация образования. Химия
содержит огромный потенциал, включающий мировоззренческую, гражданскую и
эстетическую составляющие.
Химия, как фундаментальная наука, играет важную роль в
формировании личности. Изучение химии необходимо для понимания законов природы
и сущности глобальных проблем современного общества. Знания, приобретенные на
уроках химии, служат ориентиром правильного поведения человека в окружающем
мире веществ, формируют научное мировоззрение и понимание того, что химическое
образование – обязательный элемент
культуры, необходимый каждому человеку. [3]
С помощью химических знаний можно объяснить многие научные факты,
результаты экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует
развитию у школьников образного
мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности, креативности. Однако
неадекватное количество часов, отведенных на изучение предмета, в
общеобразовательной школе (2 часа, в перспективе – 1час) недостаточно для
реализации огромного потенциала развивающих возможностей химии как предмета, с
одной стороны. Слабая ориентировка на индивидуальные способности ребенка, обучение
всех школьников на одинаково высоком уровне с другой стороны, приводит к пассивному
отношению ребят к процессу обучения, что порождает целую вереницу негативных
последствий:
- ученик видит себя
«слабым звеном», что формирует комплекс неполноценности к процессу обучения;
- исключается
положительная мотивация, что вызывает неприязнь к учебе, к школе, к учителю.
Причинами неравномерной
подготовки учащихся к восприятию химических знаний, их воспроизведению и
применению являются различные уровни развития способностей к обучению,
особенности памяти и мышлении, разная работоспособность. Для создания условий
самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого
ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями мы
используем дифференцированный подход в
обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета: у одних
ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других
проявляются явно выраженные способности к изучению химии.
Ведь повышенное внимание
учащихся к химии достигается не за счет громоздких и сложных формул, а за счет привлечения их к
реально существующим проблемам и способам их решения, через путь познания.
Психологические
исследования, проводимые в нашей школе, показывают рост количества учащихся,
имеющих «мотивационный вакуум», 30-40
процентов учеников не справляются с программой обучения, так как школьный
уровень требований оказывается недосягаемым,
как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия
интереса к его достижению. Проведенное нами анкетирование показало, что у ребят
падает интерес не только к изучению отдельных предметов, но и к процессу обучения
в целом.
Одной из ведущих
тенденций развития современной школы – гуманизация образования, которая
учитывает, прежде всего, индивидуальные особенности учащихся.
Дифференцированный подход к реализации учебного процесса на этапе модернизации
системы образования в области химии, актуализирует проблему развития у
школьников внутренней мотивации учения - как формы реализации полученных
знаний, которая служит признаком эффективного обучения и формирования личности.
[4] Целесообразно приблизить химические
знания к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению
химии. Учащиеся должны осознавать полезность знаний, а это есть направляющее
воздействие на мотивационную сферу учащихся, что приводит к развитию
познавательного интереса как ведущего мотива учения путем создания ситуации
пользы знаний. Одним из способов усиления мотивации является создание
потребностей в учебе через интерес, а направление мыслительной деятельности,
создает условия, при которых возникает необходимость в приобретении новых
знаний, что ведет к активации деятельности учащихся, следовательно, побуждает интерес к познанию.
Дифференцированный подход
в обучении позволяет нам учитывать как познавательные интересы учащихся, так и
индивидуальный темп их развития, а так же раскрывает потенциальные возможности
каждого школьника. По результатам успешности достижений учащихся, а так же по
уровню мотивации, мы разделили класс на три группы:
В каждой проектной группе
системно-образующим фактором является
ученик с наиболее высоким уровнем мотивации (1), обученности и обучаемости.
Кроме того, учитывались индивидуальные особенности и остальных учащихся (2, 3),
при определении наиболее рационального характера их работы, что непосредственно
влияет на результат работы группы в целом. Такие ребята принимают участие в
оформлении презентаций, используя свои творческие способности, а так же
навыки работы с компьютером. При таком подходе даже
пассивный ученик превращается в активного участника процесса обучения, что
способствует формированию активности, самостоятельности в приобретении знания,
креативности.
У школьников, как и у
населения в целом, преобладает потребительское отношение к природе и к
собственному здоровью. Низок уровень восприятия целого ряда проблем личностно
значимых для каждого. Мы считаем, что особую актуальность, в процессе изучения
химии, приобретают вопросы, связанные с совершенствованием процесса обучения,
создания мотивации у школьников к познанию сложного мира взаимодействия человека
и природы.
Наиболее актуальными
являются проблемы загрязнения окружающей среды, что неразрывно связано со
здоровьем человека. [3]
Сочетание научной
информации с основными областями ее применения, жизненно важными аспектами и проблемами, возникающими в
результате технического прогресса, приводит к расширению границ применения
химических знаний, которые являются не только элементом культуры, но и необходимым
условием жизни человека в окружающей среде.
Для того чтобы моделирование химических процессов
стало на самом деле познавательным, мы считаем, что оно должно быть направленно
на практическую взаимосвязь с окружающим миром. В целях формирования устойчивого
интереса к предмету, для повышения уровня мотивации в процессе обучения, мы
используем один из эффективных методов обучения - метод ученических проектов.
Проектная культура уже
стала неотъемлемой частью современной культуры. Использование метода проектов
представляет большие возможности в организации проектной деятельности учащихся,
формировании и них проектного сознания, позволяет добиться личностной
вовлеченности школьников в проектную культуру в качестве ее субъектов.[5]
Используемый метод
дополняет, углубляет основной курс химии, а так же решает проблему
межпредметного взаимодействия, стимулирует интерес школьников к обучению путем
организации их самостоятельной деятельности, в процессе которой появляются
новые знания и умения. В подростковом возрасте школьник должен научиться
работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя
способы воплощения в жизнь своего проекта.
Метод проектов – это
система учебнопознавательных приемов решения конкретной задачи, которая позволяет исследовать проблемы,
представляющие интерес, в самостоятельных и коллективных действиях учащихся с
последующей презентацией результатов работы. В комплексе, такой учебный процесс
изменяет характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками
и учителем. Понимание, уважительное отношение, сотрудничество, взаимопомощь,
все это требует творческого мышления, становления собственных средств
деятельности, информационного окружения, использование потенциала самой личности.
При обучении ребят в данном
направлении, мы провели анкетирование учащихся нашей школы и результаты
исследования показали, что собственное здоровье и способы его сохранения
интересуют многих школьников. Учащиеся 9-х классов, проявляющие устойчивую
мотивацию к изучению химии, по собственной
инициативе, составили анкету и провели опрос своих сверстников, чтобы
определить отношение школьников к некоторым продуктам питания, выявить
отношение ребят к вредным и опасным для здоровья привычкам.
Для проведения проектной
деятельности ребята использовали новые источники информации, самостоятельно
подбирали необходимый материал, участвовали
в создании и оформлении тематических презентаций (проектов), которые
демонстрировали ученикам нашей школы.
Работа над проектом осуществлялась в шесть стадий:
- подготовка (определение
темы и цели проекта);
- планирование (учащиеся
разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы);
- исследование (сбор
информации, опросы, наблюдения, эксперименты, моделирование жизненных
ситуаций);
- результаты и выводы
(анализ собранной информации, оформление результатов проведенного исследования);
- представление
результатов (демонстрация презентаций);
- оценка результата и
процесса;
В качестве главного
метода управления образовательным процессом становится самостоятельная
личностно мотивированная химико–проектная деятельность учащегося, осуществляемая
в составе проектной группы, где каждый ученик становится инициатором
собственной активной познавательной деятельности. [5] Созданный ребятами проект «Здоровый образ жизни» был представлен
учащимся нашей школы с 4-11 класс, который в перспективе предполагает
систематическое ознакомление школьников с наиболее важной и полезной для них
информацией, которая непосредственно связана со здоровьем и окружающей средой.
Такой вид деятельности способствует формированию у ребят таких качеств, как
мобильность, толерантность, активность, открытость. Самыми активными
слушателями и участниками проекта оказались ученики 4-го класса.
Например, ребята узнали, что любимые ими продукты питания (чипсы, гамбургеры,
Пепси-Кола, картофель фри) содержат в 100-500 раз больше нормы опасный
канцерогенный компонент – акриламид.
Интересный материал
ребята подготовили и
относительно вредных для здоровья привычек, продемонстрировав опасность более
400 химических соединений, входящих в состав сигарет и табачного дыма, а так же
ознакомили ребят с серьезными последствиями курения, что содействует
формированию отрицательного отношения к пагубной привычке курения, учит ребят разумно относиться к своему здоровью.
Более 80% учащихся, после
демонстрации данного проекта, изменили свое мнение относительно наиболее часто
употребляемых ими продуктов питания, более 90% учащихся проявили положительное отношение к подобному
роду мероприятиям, посчитав информацию интересной и полезной не только для них,
но и для родителей. Совершенно неожиданной была реакция учеников 4-го класса,
так 100% ребят младших классов заявили о
желании участвовать в этом проекте.
С целью определения значимости
предметов на уровне младшего звена,
после презентации проектов, мы провели опрос, по результатам которого, более 60% детей 4-го класса отдали
предпочтение химии, как жизненноважному и необходимому предмету, хотя в учебной
программе ребята пока химию не изучают. Ведь именно в период обучения ребенка в
начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей
деятельности, мы считаем, что подобные мероприятия создают предпосылки формирования мотивации учения,
а к концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации лишь определенную
форму, сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Именно с этой
целью, мы продолжили сотрудничество ребят младшего и среднего звена, в
результате, на базе учащихся 9-х классов, был
открыт еще один проект: «Я познаю мир», в котором старшеклассники демонстрируют несложные опыты, наглядно
показывают опасность и пользу химических реакций, окружающих нас, что вызывает
большой интерес у ребят 4-го класса. С помощью данного проекта, учащиеся
младших классов становятся участниками виртуальной и реальной химической лаборатории, где делают первые шаги в удивительный и
волшебный мир химии, который открывают дляних старшеклассники.
Использование химических опытов, для
подготовки проектов, способствует закреплению изученного раннее материала.
Ребята приобретают навыки, опыт работы с химическими веществами, получают
дополнительную информацию не только об их свойствах, значении и применении, но
и о влиянии их на окружающую среду, следовательно, и на здоровье человека.
Используя свои креативные качества, ребята постепенно знакомят с элементарными химическими понятиями учащихся младших
классов. Для привлечения внимания младших школьников к процессу познания,
используются разнообразные формы изложения материала (стихи, сказки, шарады,
игровые формы и т.д.). Такой подход формирует устойчивый познавательный интерес,
развитие внутренней мотивации у школьников
младших классов и старшеклассников, что является наиболее актуальным в
процессе обучения, кроме того, ребята младших классов психологически готовятся
к изучению систематического курса химии.
В процессе данной работы
сформировался научно-исследовательский коллектив школьников на базе 9-х
классов, который является центром концентрации химических знаний в нашей школе.
Таким образом, приобретенные знания
формируют гуманистическое отношение к окружающему миру и определяют роль химии
в решении глобальных проблем человечества.
Используя в учебной практике
современные технологии, принципы доступности и наглядности, мультимедийные
установки, красочные модели, таблицы, у школьников усиливается восприятие,
облегчается усвоение и запоминание материала. Ведь все новинки технологического прогресса
являются источником любознательности и познавательной активности особенно у
детей. Кроме того, использование подобных проектов способствует возникновению у
школьников интереса к химическому преобразованию мира, формированию
представления о пространстве химико-проектных возможностей и накоплению опыта
химико-проектной деятельности. Мы считаем, что создание условий для
самореализации личности школьника, удовлетворения образовательных потребностей
ученика от младшего до старшего звена, должно быть в соответствии с его
наклонностями, интересами и возможностями.
Совместная работа учащихся младших и старших классов определенно влияет
на взаимоотношения ребят друг к другу, содействует личностному росту,
уважительному отношению. Желание старшеклассников донести полезную и интересную
информацию с одной стороны, и желание ребят младших классов активно участвовать
и сотрудничать с другой стороны, что обеспечивает становление собственных
средств деятельности, освоение информационного окружения, использование
потенциала самой личности, формируя единый позитивный и познавательный процессе
обучения в нашей школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная доктрина образования РФ, Конституция
РФ, Закон РФ «Об образовании»
Приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации.
2. Н.Е.Кузнецова,
Т.Н.Литвинова.
3. Т.Н.Литвинова.
Химическая подготовка учащихся медико-биологических классов.
Краснодар
4. И.М.Осмоловская.
Дифференциация процесса обучения в современной школе. - М.:Издательство
Московского психолого-социального института;Воронеж:НПО
МОДЭК, 2004г.
5. В.Н.Давыдов. Теория и
методика интегративно - проектного подхода в процессе внеурочной работы по
химии. Санкт-Петербург, 2002г.
6.А.Е.Маркачев. Метод
проектов как средство индивидуализации при обучении химии.
Москва, 2007г.
7. В.В.Гузеев. Поколение
образовательных технологий // Химия в школе.-2003.-№10.-с.16-24.
Комментариев нет:
Отправить комментарий