понедельник, 9 ноября 2015 г.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

На современном этапе российского образования принят социальный заказ (в рамках национального проекта «Комплекс мероприятий по реализации образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года»)на формирование личности, способной к вхождению в социум, где основополагающим является развитие личности учащегося, его познавательных, исследовательских и творческих способностей. Химическое образование,  в век модернизации, развития   нанотехнологий, становится важной составляющей естественнонаучного образования. В период развития науки и техники, усиления взаимодействия человека и природы одной из главных задач обучения становится формирование познавательного интереса у учащихся в процессе изучения химии, которая открывает огромные возможности в формировании современных взглядов. Ведущие тенденции развития современной школы - гуманизация и гуманитаризация образования. Химия содержит огромный потенциал, включающий мировоззренческую, гражданскую и эстетическую составляющие.



Химия, как фундаментальная наука, играет важную роль в формировании личности. Изучение химии необходимо для понимания законов природы и сущности глобальных проблем современного общества. Знания, приобретенные на уроках химии, служат ориентиром правильного поведения человека в окружающем мире веществ, формируют научное мировоззрение и понимание того, что химическое образование – обязательный  элемент культуры, необходимый каждому человеку. [3]  С помощью химических знаний можно объяснить многие научные факты, результаты экспериментов, прогнозировать свойства веществ, что способствует развитию у  школьников образного мышления, логики, самостоятельности, коммуникабельности, креативности. Однако неадекватное количество часов, отведенных на изучение предмета, в общеобразовательной школе (2 часа, в перспективе – 1час) недостаточно для реализации огромного потенциала развивающих возможностей химии как предмета, с одной стороны. Слабая ориентировка на индивидуальные способности ребенка, обучение всех школьников на одинаково высоком уровне с другой стороны, приводит к пассивному отношению ребят к процессу обучения, что порождает целую вереницу негативных последствий:
- ученик видит себя «слабым звеном», что формирует комплекс неполноценности к процессу обучения;
- исключается положительная мотивация, что вызывает неприязнь к учебе, к школе, к учителю.
Причинами неравномерной подготовки учащихся к восприятию химических знаний, их воспроизведению и применению являются различные уровни развития способностей к обучению, особенности памяти и мышлении, разная работоспособность. Для создания условий самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями мы используем  дифференцированный подход в обучении школьников, что обусловлено спецификой учебного предмета: у одних ребят усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению химии.
Ведь повышенное внимание учащихся к химии достигается не за счет громоздких  и сложных формул, а за счет привлечения их к реально существующим проблемам и способам их решения, через путь познания.
Психологические исследования, проводимые в нашей школе, показывают рост количества  учащихся,  имеющих «мотивационный вакуум», 30-40  процентов учеников не справляются с программой обучения, так как школьный уровень требований оказывается недосягаемым,  как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению. Проведенное нами анкетирование показало, что у ребят падает интерес не только к изучению отдельных предметов, но и к процессу обучения в целом.
Одной из ведущих тенденций развития современной школы – гуманизация образования, которая учитывает, прежде всего, индивидуальные особенности учащихся. Дифференцированный подход к реализации учебного процесса на этапе модернизации системы образования в области химии, актуализирует проблему развития у школьников внутренней мотивации учения - как формы реализации полученных знаний, которая служит признаком эффективного обучения и формирования личности. [4]  Целесообразно приблизить химические знания к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению химии. Учащиеся должны осознавать полезность знаний, а это есть направляющее воздействие на мотивационную сферу учащихся, что приводит к развитию познавательного интереса как ведущего мотива учения путем создания ситуации пользы знаний. Одним из способов усиления мотивации является создание потребностей в учебе через интерес, а направление мыслительной деятельности, создает условия, при которых возникает необходимость в приобретении новых знаний, что ведет к активации деятельности учащихся,  следовательно, побуждает интерес к познанию.
Дифференцированный подход в обучении позволяет нам учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития, а так же раскрывает потенциальные возможности каждого школьника. По результатам успешности достижений учащихся, а так же по уровню мотивации, мы разделили класс на три группы:
                             
В каждой проектной группе системно-образующим фактором является  ученик с наиболее высоким уровнем мотивации (1), обученности и обучаемости. Кроме того, учитывались индивидуальные особенности и остальных учащихся (2, 3), при определении наиболее рационального характера их работы, что непосредственно влияет на результат работы группы в целом. Такие ребята принимают участие в оформлении презентаций, используя свои творческие способности, а так же навыки  работы  с компьютером. При таком подходе даже пассивный ученик превращается в активного участника процесса обучения, что способствует формированию активности, самостоятельности в приобретении знания, креативности.
У школьников, как и у населения в целом, преобладает потребительское отношение к природе и к собственному здоровью. Низок уровень восприятия целого ряда проблем личностно значимых для каждого. Мы считаем, что особую актуальность, в процессе изучения химии, приобретают вопросы, связанные с совершенствованием процесса обучения, создания мотивации у школьников к познанию сложного мира взаимодействия человека и природы.
Наиболее актуальными являются проблемы загрязнения окружающей среды, что неразрывно связано со здоровьем человека. [3] 
Сочетание научной информации с основными областями ее применения, жизненно важными  аспектами и проблемами, возникающими в результате технического прогресса, приводит к расширению границ применения химических знаний, которые являются не только элементом культуры, но и необходимым условием жизни человека в окружающей среде.
 Для того чтобы моделирование химических процессов стало на самом деле познавательным, мы считаем, что оно должно быть направленно на практическую взаимосвязь с окружающим миром. В целях формирования устойчивого интереса к предмету, для повышения уровня мотивации в процессе обучения, мы используем один из эффективных методов обучения - метод ученических проектов.
Проектная культура уже стала неотъемлемой частью современной культуры. Использование метода проектов представляет большие возможности в организации проектной деятельности учащихся, формировании и них проектного сознания, позволяет добиться личностной вовлеченности школьников в проектную культуру в качестве ее субъектов.[5] 
Используемый метод дополняет, углубляет основной курс химии, а так же решает проблему межпредметного взаимодействия, стимулирует интерес школьников к обучению путем организации их самостоятельной деятельности, в процессе которой появляются новые знания и умения. В подростковом возрасте школьник должен научиться работать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы воплощения в жизнь своего проекта.
Метод проектов – это система учебнопознавательных приемов решения конкретной задачи, которая  позволяет исследовать проблемы, представляющие интерес, в самостоятельных и коллективных действиях учащихся с последующей презентацией результатов работы. В комплексе, такой учебный процесс изменяет характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем. Понимание, уважительное отношение, сотрудничество, взаимопомощь, все это требует творческого мышления, становления собственных средств деятельности, информационного окружения, использование потенциала самой личности. 
При обучении ребят в данном направлении, мы провели анкетирование учащихся нашей школы и результаты исследования показали, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих школьников. Учащиеся 9-х классов, проявляющие устойчивую мотивацию к изучению химии,  по собственной инициативе, составили анкету и провели опрос своих сверстников, чтобы определить отношение школьников к некоторым продуктам питания, выявить отношение ребят к вредным и опасным для здоровья привычкам.

Для проведения проектной деятельности ребята использовали новые источники информации, самостоятельно подбирали необходимый материал,  участвовали в создании и оформлении тематических презентаций (проектов), которые демонстрировали ученикам нашей школы.  Работа над проектом осуществлялась в шесть стадий:
- подготовка (определение темы и цели проекта);
             - планирование (учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы);
- исследование (сбор информации, опросы, наблюдения, эксперименты, моделирование жизненных ситуаций);
- результаты и выводы (анализ собранной информации, оформление результатов проведенного исследования);
- представление результатов (демонстрация презентаций);
- оценка результата и процесса;
В качестве главного метода управления образовательным процессом становится самостоятельная личностно мотивированная химико–проектная деятельность учащегося, осуществляемая в составе проектной группы, где каждый ученик становится инициатором собственной активной познавательной деятельности. [5]   Созданный ребятами  проект «Здоровый образ жизни» был представлен учащимся нашей школы с 4-11 класс, который в перспективе предполагает систематическое ознакомление школьников с наиболее важной и полезной для них информацией, которая непосредственно связана со здоровьем и окружающей средой. Такой вид деятельности способствует формированию у ребят таких качеств, как мобильность, толерантность, активность, открытость. Самыми активными слушателями и участниками проекта оказались ученики 4-го класса.
Например, ребята узнали, что  любимые ими продукты питания (чипсы, гамбургеры, Пепси-Кола, картофель фри) содержат в 100-500 раз больше нормы опасный канцерогенный компонент – акриламид.  Интересный материал

ребята подготовили и относительно вредных для здоровья привычек, продемонстрировав опасность более 400 химических соединений, входящих в состав сигарет и табачного дыма, а так же ознакомили ребят с серьезными последствиями курения, что содействует формированию отрицательного отношения к пагубной привычке курения, учит  ребят разумно относиться к своему здоровью.
Более 80% учащихся, после демонстрации данного проекта, изменили свое мнение относительно наиболее часто употребляемых ими продуктов питания, более 90% учащихся  проявили положительное отношение к подобному роду мероприятиям, посчитав информацию интересной и полезной не только для них, но и для родителей. Совершенно неожиданной была реакция учеников 4-го класса, так 100%  ребят младших классов заявили о желании участвовать в этом проекте.
С целью определения значимости предметов  на уровне младшего звена, после презентации проектов, мы провели опрос, по результатам которого,  более 60% детей 4-го класса отдали предпочтение химии, как жизненноважному и необходимому предмету, хотя в учебной программе ребята пока химию не изучают. Ведь именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, мы считаем, что подобные мероприятия  создают предпосылки формирования мотивации учения, а к концу обучения в начальной школе необходимо придать мотивации лишь определенную форму, сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Именно с этой целью, мы продолжили сотрудничество ребят младшего и среднего звена, в результате, на базе учащихся 9-х классов, был  открыт еще один проект: «Я познаю мир», в котором старшеклассники  демонстрируют несложные опыты, наглядно показывают опасность и пользу химических реакций, окружающих нас, что  вызывает  большой интерес у ребят 4-го класса. С помощью данного проекта, учащиеся младших классов становятся участниками виртуальной  и реальной химической лаборатории,  где делают первые шаги в удивительный и волшебный мир химии, который открывают дляних старшеклассники. Использование  химических опытов, для подготовки проектов, способствует закреплению изученного раннее материала. Ребята приобретают навыки, опыт работы с химическими веществами, получают дополнительную информацию не только об их свойствах, значении и применении, но и о влиянии их на окружающую среду, следовательно, и на здоровье человека. Используя свои креативные качества, ребята постепенно знакомят с элементарными  химическими понятиями учащихся младших классов. Для привлечения внимания младших школьников к процессу познания, используются разнообразные формы изложения материала (стихи, сказки, шарады, игровые формы и т.д.).  Такой подход  формирует устойчивый познавательный интерес, развитие внутренней мотивации у школьников  младших классов и старшеклассников, что является наиболее актуальным в процессе обучения, кроме того, ребята младших классов психологически готовятся к изучению систематического курса химии.
В процессе данной работы сформировался научно-исследовательский коллектив школьников на базе 9-х классов, который является центром концентрации химических знаний в нашей школе. Таким образом,  приобретенные знания формируют гуманистическое отношение к окружающему миру и определяют роль химии в решении глобальных проблем человечества.  Используя в учебной  практике современные технологии, принципы доступности и наглядности, мультимедийные установки, красочные модели, таблицы, у школьников усиливается восприятие, облегчается усвоение и запоминание материала. Ведь все новинки технологического прогресса являются источником любознательности и познавательной активности особенно у детей. Кроме того, использование подобных проектов способствует возникновению у школьников интереса к химическому преобразованию мира, формированию представления о пространстве химико-проектных возможностей и накоплению опыта химико-проектной деятельности. Мы считаем, что создание условий для самореализации личности школьника, удовлетворения образовательных потребностей ученика от младшего до старшего звена, должно быть в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.  Совместная работа учащихся младших и старших классов определенно влияет на взаимоотношения ребят друг к другу, содействует личностному росту, уважительному отношению. Желание старшеклассников донести полезную и интересную информацию с одной стороны, и желание ребят младших классов активно участвовать и сотрудничать с другой стороны, что обеспечивает становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности, формируя единый позитивный и познавательный процессе обучения в нашей школе. 
                   


                                                      ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования РФ, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании»
    Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
2. Н.Е.Кузнецова, Т.Н.Литвинова. 
3. Т.Н.Литвинова. Химическая подготовка учащихся медико-биологических классов.
    Краснодар
4. И.М.Осмоловская. Дифференциация процесса обучения в современной школе. -                         М.:Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж:НПО
МОДЭК, 2004г.
5. В.Н.Давыдов. Теория и методика интегративно - проектного подхода в процессе внеурочной работы по химии. Санкт-Петербург, 2002г.

6.А.Е.Маркачев. Метод проектов как средство индивидуализации при обучении химии.
    Москва, 2007г.
7. В.В.Гузеев. Поколение образовательных технологий // Химия в школе.-2003.-№10.-с.16-24.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив